Модификация теста Р. В. Овчаровой
Выберите вариант ответа для каждого из десяти вопросов (А, Б или В). Записывайте, например, 1 — А, 2 — Б и т. д.
А) делиться с вами всеми своими мыслями и чувствами, рассказывать обо всем, что происходит с ним и вокруг него;
Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться;
В) оставлять свои мысли и переживания при себе.
А) отругаете ребенка при других детях и заставите вернуть взятую без спросу игрушку и извиниться
Б) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему самому принять правильное решение;
В) предоставите детям самим разбираться в своих проблемах.
дисциплинированный, сосредоточился и хорошо выполнил то, о чем вы его просили (сделал домашнее задание, вынес мусор, прибрался в квартире), то вы:
А) порадуетесь и постараетесь выяснить, почему сегодня все так хорошо получилось;
Б) похвалите его и при удобном случае расскажите родным и знакомым о том, какой он у вас молодец;
В) примите как должное и скажете: «Всегда бы так».
А) не упоминая о невежливом поведении ребенка, расскажете ему какую-нибудь историю о том, как невежливость мешает нам жить;
Б) укажете на это или заставите ребенка исправить свою ошибку;
В) не обратите на это внимания.
А) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются, со стороны, не вмешиваясь;
Б) включитесь в игру: поможете, подскажете или в чем-то поправите и сделаете замечание;
В) порадуетесь, что в доме спокойно, и займетесь своими делами.
А) чувства и переживания ребенка уникальны и значимы, и относиться к ним нужно бережно и предельно тактично;
Б) эмоции и переживания ребенка важные факторы, с помощью которых его можно обучать и воспитывать;
В) чувства и переживания ребенка поверхностны, у него все быстро проходит, и не стоит поэтому обращать внимание на «взрывы» его эмоций.
А) у ребенка большие возможности для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;
Б) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его;
В) ребенок развивается в основном под влиянием наследственности, и управлять процессом его развития практически невозможно, так что главная забота родителей, чтобы ребенок был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.
А) положительно, поскольку без нее невозможно полноценное развитие личности;
Б) положительно, но только тогда, когда проявления активности согласованы с родителями;
В) отрицательно, так как активность ребенка часто мешает всем планам обучения и воспитания.
А) нашли бы в задании что-то новое или предложили бы усложнить его так, чтобы было интересно решать;
Б) заставили бы выполнить работу;
В) ничего не станете предпринимать. Не хочет делать и не надо.
А) родители должны быть благодарны детям за их любовь и доверие;
Б) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;
В) если ребенок не осознает и не ценит заботу о нем, то он непременно когда-нибудь пожалеет об этом.
Теперь подсчитайте все набранные вами баллы. Вариант ответа А — 3 балла, вариант Б – 2 балла, вариант В – 1 балл.
Если вы набрали от 25 до 30 баллов, то вы предпочитаете демократический стиль общения с ребенком.
Если вы набрали от 20 до 24 баллов, вы склонны к авторитарному стилю.
Если вы набрали от 10 до 19 баллов, то ваш стиль общения либеральный (иногда его называют еще либерально-попустительским).
Родители, предпочитающие либеральный стиль, склонны устраняться от воспитания ребенка. Они считают, что воспитывать и обучать ребенка должны люди, имеющие специальное образование, то есть педагоги и воспитатели. Ребенок может пользоваться вседозволенностью, ему предоставляют полную свободу и не требуют при этом отвечать за то, что он делает или говорит. Родители играют роль доброго большого взрослого, который дает ребенку скидку, как беспомощному и безнадежному, относится к нему как к некомпетентному и несамостоятельному, а потому недостойному уважения. Они снисходят к нуждам своего несмышленыша или же играют роль мучеников, стоически перенося все то, что творит их неразумное и безответственное дитя. Возможно и просто родительское безразличие (такое случается, когда родители слишком перегружены работой). Дети, родители которых предпочитают либеральный стиль привыкают делать все для себя сами, но при этом не доверяют людям и предпочитают не прибегать к чьей-либо помощи.
Родители, предпочитающие авторитарный стиль, не считают нужным считаться с мнением ребенка о том, чего он хочет, что ему нужно и к чему он стремится. Для них совершенно ясно, как будет лучше, а если он с этим сценарием не согласен, то либо мал, либо глуп, либо и то и другое. Часто родители с преобладанием авторитарного стиля общаются с ребенком угрозами или путем постановки условий, то есть заботятся прежде всего о себе, а не о ребенке, нужды которого отрицаются. Ребенок живет с ощущением, что он ничего не значит, его нужды и чувства не идут в расчет. Авторитарные родители считают себя вправе применять различные физические наказания, кричать на детей, трясти их. Дети таких родителей могут вырасти как слабыми и безответными «жертвами», считающими себя виноватыми во всем плохом, что происходит с ними, так и решительными, жесткими людьми, которые предпочитают независимость и твердость и в то же время во всех своих неудачах винят все и всех, кроме себя.
Оптимальный стиль воспитания, разумеется, демократический, когда родители высказывают свое мнение по разным вопросам жизни, но всегда открыты к диалогу, готовы выслушать мнение ребенка и согласиться с ним, если он предлагает разумное решение проблемы, а также если дело касается его личного выбора: выбора друзей, профессии, занятий и хобби. Такие родители дают ребенку уверенную, поддерживающую заботу, они очень чувствительны к нуждам ребенка. Ребенок ощущает родительские любовь и заботу, охотно и легко принимает помощь, ему комфортно в том окружении, в котором он живет. Родители помогают только тогда, когда это действительно необходимо, в остальных же случаях поощряют думать и делать то, что он способен делать для себя. Дети родителей, предпочитающих демократический стиль общения, чаще добиваются значительных успехов в своей взрослой жизни.