1. Правило родительского оптимизма. Каждый ребенок развивается по-своему. Если он чего-то не умеет по сравнению с другими детьми, значит, вы еще не нашли подходящего способа обучения. Любой ребенок может достичь хороших результатов, если вы верите в него!
2. Правило выбора. В любой ситуации выбора выбирайте с позиции пользы для ребенка. Помните, что, попадая в примитивную среду, ребенок усваивает упрощенные модели поведения; попадая в сложные условия, ребенок приобретает гибкость и адаптивность.
3. Правило терпимости. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы ребенка, даже если они кажутся дикими или «за гранью».
4. Правило ресурса. Любой ребенок умеет что-то делать особенно хорошо. Это его личный ресурс. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность и справляться с разочарованиями.
5. Правило успеха. Начинайте день с того, что ребенок умеет хорошо делать. Усложняйте задания постепенно. Вместе с тем помните, что родители часто оказываются в ловушке «вместе-вместо», начиная делать что-то с ребенком, который оказывается в затруднении, родители в итоге делают это вместо него. Дайте своему ребенку шанс приобрести новый опыт! В конце дня обязательно спрашивайте, что нового он сделал, чему новому научился. Заканчивайте день похвалой и одобрением позитивных изменений.
6. Читайте вместе. Дети, которые читают дома вместе с родителями, учатся лучше. Пусть ваш ребенок знает, как важно чтение для вас. Храните дома хорошие книги, дарите их ребенку, покупайте газеты и журналы. Рассказывайте, что вы прочитали. Обсуждайте с ним прочитанное.
7. Гуляйте с ребенком. Заходите в гости, в магазин или аптеку, обязательно показывайте малышу и объясняйте значение разных вещей, ситуаций и слов. Проверяйте, понял ли он вас. Обсуждайте то, что вы увидели или услышали.
8. Поддерживая отношения с родственниками и друзьями. Принимайте гостей у себя дома и ходите в гости к родственникам и друзьям. Рассказывайте историю вашей семьи, в присутствии ребенка расспрашивайте бабушек, дедушек и других родственников о ваших предках. Показывайте дружеские отношения и искреннее участие.
9. Сочиняйте письма. Обязательно говорите ребенку, кому вы хотите написать письмо. Пусть он сам сочинит небольшое послание бабушке, дедушке, родственникам или знакомым. Старательно записывайте слова сына в его присутствии, просите нарисовать рисунок или написать несколько слов своей рукой.
10. Используйте возможности телевидения. Но помните! У тех детей, которые смотрят телевизор более 10 часов в неделю или более двух часов в день, резко падает умственная активность. Родители должны ограничивать время просмотра и помочь выбрать важные образовательные или развлекательные программы. Полезно смотреть некоторые передачи вместе и затем обсуждать их. Это способствует лучшему пониманию замысла передачи.
11. Подчеркивайте важность образования. Не упускайте возможность отметить значение образования в нашей жизни. Используйте примеры из жизни и из книг, из личного опыта маленького человека. Тот, кто стремится к знаниям, чаще добивается успеха.
12. Составьте режим дня. Научные исследования показывают, что школьники, чьи родители придерживаются определенного распорядка, учатся успешнее. Обсуждайте дела, которые предстоит выполнить вместе с ребенком, намечайте временные границы. Старайтесь следовать намеченному порядку. Малыш должен точно знать, что нужно делать утром после пробуждения и как готовиться ко сну, как вести себя за столом и куда убирать игрушки.
13. Распределяйте домашние дела. Определите для ребенка дело, за которое он отвечает. Это могут быть простые обязанности, выполняемые с удовольствием и без особого труда. Подчеркивайте важность того, что он делает для всей семьи.
14. Поощряйте активность ребенка. Отмечайте инициативу, помогайте реализовать замысел. Хвалите и обязательно объясняйте, что, с вашей точки зрения, сделано хорошо. Избегайте критиковать первые опыты, какими бы неудачными они вам ни показались. Заканчивая свои комментарии, обязательно подчеркните успех!